Беседа
"Культура поведения на переменах"
Цель: помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков.
Задачи:
· Обучать детей работе в группах, в парах.
· Учить детей культуре поведения. Учить рассуждать, делать выводы.
· Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.
Орг. момент.
-Добрый день!
-Прошу присесть.
-Я давно за вами наблюдала, мне интересно, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. Вот это мы вместе сегодня и обсудим.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
На доску вывешивается табличка: “поведение”.
-Что такое поведение?
Поведение – это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
-Тема нашего занятия “Культурное поведение на переменах”.
-Что такое культурное поведение на переменах? (не бегать, не кричать….).
На доску вывешивается табличка: “культура”.
Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – либо, высокое развитие, умение.
-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в классе…).
-Как мы себя должны вести там?
-Мы будем рассматривать поведение, культуру поведения в коридоре.
-Послушайте стихотворение “Перемена”.
Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
На доске ''Культура поведения на переменах."
-Как себя надо вести в коридоре?
· спокойно ходить
· тихо разговаривать
· соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
“В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!”
-Как можно организовать свой отдых на перемене?
Работа в группах.
(Дети пишут на карточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
· поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в играх;
· помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
· сходить в библиотеку, почитать книгу;
· сходить в столовую;
· встретиться с друзьями.
-А сейчас, мы посмотрим, как вы можете общаться со своими друзьями на разные темы. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется “Часы”.
Игра “Часы”.
(учащимся раздаются макеты часов)
Детям предлагается выбрать макеты часов и поставить цифры на часах, а теперь найдите время 11, 12, 1. Вы должны назначить три встречи с разными людьми на это время. Например: “Маша, ты свободна в 11 часов?” “Да, свободна”, тогда Маша ставит себе на циферблате начальную букву имени того человека, с кем назначена встреча. Тот человек соответственно букву “М”. Итак, надо назначить ёщё две встречи. Все готовы. Когда я говорю: “Без пяти 1”1, вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с двумя другими встречами.
Темы: О погоде. О последнем фильме, который смотрели. Об увлечениях.
-Поднимите руки, те, кому понравилось общаться с кем-либо из ваших одноклассников.
-Что тебе было интересно узнать? И на какую тему?
-При помощи этой игры, вы учились общаться друг с другом. Это говорит о том, что вы можете общаться со своими друзьями на разные темы.
Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты , выносится решение).
В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
1. В коридоре я увидел, как бросили мусор.
2. В коридоре я увидел, как толкнули друга.
3. Плачет ученик первоклассник.
4. Учитель несёт стопку книг.
5. Ученик бежит “сломя голову”.
-Спасибо за твоё решение.
Итог: Что было, если бы вы не соблюдали правила поведения на переменах?
А тебе надо соблюдать правила поведения? Для чего?
Ребята, проговорим, чем вы будете заниматься на перемене, которая сейчас будет? (Спросить каждого ребёнка). Вы уходите на перемену, и мне хотелось бы, чтобы вы занялись на перемене тем, о чём сейчас проговорил каждый.
Желаю вам удачи, успехов, до будущих встреч.